Впереди сто дорог. История Бугульминского железнодорожного вокзала

Само по себе здание, выстроенное в 1916 году, с виду особо ничем не выделялось. Вероятно, его возводили, подчиняясь веяниям времени, накануне суровых, грозных событий, не предполагавших изящного почерка и каких-то особенных изысков. Только в 2005 году, после капитального ремонта, вокзал полностью преобразился, переменил свой мрачноватый, унылый характер, стал ярким, веселым, глазастым, даже достойным желания на его фоне сфотографироваться. Однако сам факт появления в Бугульме железной дороги (1911 год) полностью меняет историю небольшого города, открывая новые возможности для его дальнейшего развития.
Помещик Петр Петрович Дмитриев, председатель земской управы, приложил для этого в свое время немало усилий. Существовал проект, согласно которому железная дорога должна была проходить в 15-ти верстах от города.
Дмитриев неоднократно обращался с прошениями в Петербург о пересмотре решения, не пожалел своих сбережений на новый проект, заручившись для этих целей поддержкой (в том числе материальной) других помещиков, купцов, состоятельных людей города. В мае 1911 года бугульминцы встречали первый поезд, вплоть до 30-х годов двадцатого столетия дорога называлась «Волго-Бугульминской железной дорогой». В 1914 году она становится магистральной, соединяет Симбирск с Уфой и далее - с Великой Сибирской магистралью.
О том, чтобы дорога проходила именно через Бугульму, ходатайствовали перед Его императорским Величеством бугульминские дворяне и прежде. Это – генерал от инфантерии Валериан Александрович Бельгард, надворный советник Александр Францевич Елачич, коллежский секретарь Владимир Дмитриевич Рычков. Их хлопоты, старания, заботы о будущем города отражены в записях Бугульминской земской управы.
В дни революции и гражданской войны железная дорога и ее люди стали надежным оплотом для новой власти. Машинисты и рабочие (в 1914 году оборотное депо насчитывало до 1500 человек) активно участвовали в митингах и собраниях, поддерживали первый, созданный из 14 человек исполком, и даже охраняли город в составе вооруженного отряда 60 красногвардейцев вместе с самарцами, которые и устанавливали в Бугульме советскую власть.
Позже уже 350 рабочих депо и станции сформировали, всего за три дня, отряд под командованием большевика Ворожейкина и приняли участие в ликвидации «контрреволюционной верхушки 129-го пехотного полка».
Пролетарии сражались за новую жизнь. И работали всегда на совесть. Известны имена первых героев-стахановцев: токаря Сакальчикова, который одновременно обслуживал три станка, многостаночника-передовика Карабанова. Во времена Великой Отечественной войны мужчин на дороге заменили женщины. Первой из работниц депо, получившей права машиниста, стала Вера Николаевна Шандыбина.
Пятеро бугульминских железнодорожников приняли участие в Параде Победы на Красной площади в 1945 году – Минихузя Кашапов, Григорий Ишков, Борис Лавров, Алексей Чирков, Виктор Верхолазов.
И уже после войны восстанавливали страну из разрухи, доставляли оборудование, технику и строительный материал на нефтяные промыслы республики, переправляли основной поток грузов на КАМАЗ и Нижнекамский химический комбинат целые трудовые династии Сергеевых (общий трудовой стаж 143 года), Паняевых – 134 года, Журавлевых – 114 лет. Почетными железнодорожниками стали Лаврентий Григорьевич Матюш, Георгий Кириллович Манаков, Александр Федорович Багаев, Алексей Григорьевич Поляков, Семен Тимофеевич Карпов, Алексей Николаевич Лебедев, Сергей Иванович Кирюшкин, Минзагир Закиевич Ахметшин, Ольга Алесандровна Зарева, Валентина Ивановна Ефанова…

Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования